Уровень развития общества зависит от нескольких факторов, таких как система управления, тип торговых связей и соблюдение гигиены — как общественной, так и личной. Если рассматривать последний аспект, то общественные бани становятся своего рода «культурным показателем», и их присутствие или отсутствие может служить показателем цивилизованности общества. Забота государства о гигиене своих граждан, фактически, свидетельствует о его заботе о здоровье нации. Можно утверждать, что Россия не уступает древним цивилизациям, таким как Рим, Египет и Греция, и даже обгоняет европейские страны в эпохи Средневековья и Возрождения.
Издревле на Руси существовала традиция строительства общественных бань. Первые из них, вероятно, появились у монастырей в целях лечения и оздоровления. В 1091 году игумен Ефрем, позднее ставший Киевским митрополитом, приказал «воздвигнуть строение — врачевательскую баню — и лечить всех пришедших бесплатно». В то же время монах Киево-Печерского монастыря Агапий, известный как искусный целитель, лечил больных травами и помощью бани. В соответствии с монастырским законом, больных следовало купать в бане три раза в месяц.
Что касается возведения личных бань, то это было разрешено почти всем, у кого было достаточно земли. Указ от 1649 года предписывал «мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором». Из-за того, что процесс разогрева был довольно длительным, домашние бани, как правило, использовались раз в неделю — по субботам, которые считались днями для купания, не работали даже места для прислуги. В бане мылись все члены семьи.
Найти точное местоположение первой московской бани не проще, чем определить местонахождение первой городской избы — бани были в каждом дворе.
К моменту Ивана Грозного город так увеличился, что казна стала выделять средства на строительство крупных торговых (общественных) бань, которые затем сдавались частным лицам под аренду.
Одной из лучших была Устьинская баня, расположенная у впадения Яузы в Москву. Она просуществовала более трех веков, но не смогла удержать высокую репутацию, скатившись в XIX веке к более низкому уровню.
Самым популярным сезоном для владельцев торговых бань стало лето: жителям было запрещено топить свои бани в сухое время года, так как Москва слишком часто подвергалась пожарам.
Петр I при строительстве Санкт-Петербурга разрешил строить бани в новой столице без каких-либо ограничений и пошлин.
Впоследствии он учредил специальную банную канцелярию, ответственную за все общественные бани города. Стоимость посещения бани была невысокой, поэтому даже самый бедный клиент мог позволить себе помыться, не повредив свой кошелек.
В архиве сохранилась уникальная запись о том, что 11 мая 1733 года медицинская канцелярия выдала разрешение на открытие лечебной бани в Москве, где хозяину строго запрещалось принимать на внутреннее лечение и сложные операции без консультации врача. За свою работу он должен был брать адекватную плату, чтобы избежать жалоб на него.
В бадерных банях запрещалось продавать горячие напитки.
К 1811 году в Москве было 1197 частных и 40 публичных бань. Пожар 1812 года уничтожил почти все здания в городе, включая бани. Однако спустя 5 лет в еще не полностью восстановленной Москве продолжили работать те же 40 общественных бань. Бедные горожане, ремесленники и профессиональные нищие посещали Каменновские бани у Каменного моста, находившиеся в опасном районе. Богатые купцы предпочитали Новинские или Лепешинские бани на Проточном переулке (в районе нынешней Смоленской площади). А зажиточные люди ходили в Челышевские бани (на Лубянской площади) или на Неглинку, в известные Ломакинские или менее известные Сандуновские. В конце 19 века и начале 20 века Сандуны были доступны практически всем, как и МХАТ. Разница заключалась в том, что в театре галерка была для студентов и прочих зрителей, а в банях верхний ярус был для всех, будь то знаменитый Иван Поддубный, чемпион, или обычный человек. Спортсмены того времени не имели отдельных реабилитационных центров и спортивных баз, поэтому утренние посещения бань были для них обычной практикой. Хотя не только Сандуны славились отличным паром. Например, Строченовские бани находились в переулке позади Серпуховской площади.
В 1891 году Московская городская управа вынесла обязательные постановления о необходимости правильной организации торговых бань.
В них было указано, что бани должны находиться только в каменных зданиях, определены требования к высоте, материалам полов, вентиляции, удалению грязной воды, а также часы открытия и закрытия.
Известный журналист В.А. Гиляровский, знаток быта старой Москвы, в своей книге «Москва и москвичи» писал: «Ни один москвич не обходил вниманием баню». Он также утверждал, что «Москва без бань — не Москва».
Гиляровский отмечал, что в конце XIX века в Москве было целых 60 разнообразных бань с большой вместимостью.
По субботам и перед крупными праздниками каждая баня использовала около трех тысяч веников, которые привозились в город на телегах из близлежащих деревень.
В XIX веке в русских банях предлагались разнообразные услуги. «В отделениях для дворян можно было получить стрижку, бритье, удаление мозолей, накладывание банок и даже вырывание зубов.
А в народных банях лечили все болезни: фельдшеры, цирюльники, бабки-костоправы выступали в роли врачей, а парильщики принимались за массаж даже тогда, когда об этом слова не слыхали… Цирюльники делали кровопускания без должного соблюдения санитарии… В женских банях для отбеливания кожи лица в шайках заваривали череду, а дворянские дамы умывались настоем из проростков миндальных зерен…».
Русские бани были чрезвычайно популярны до 40-х годов XX века.
Во время войны в банях организовывали санитарные посты, где люди помимо гигиенических процедур, проходили профилактику тифа: «прожаривали вещи», стриглись.
После войны общественные бани в первую очередь служили для поддержания гигиены, несмотря на наличие классической русской парной.
С появлением централизованных систем водоснабжения и ванных комнат в жилых домах, бани стали вымирать: закрывались или преобразовывались в другие учреждения.
В последнее время, из-за нехватки общения с одной стороны и повышенного интереса к традиционным методам лечения, с другой, можно заметить окончательное возрождение традиции похода в общественную баню. Ведь помимо явной пользы для здоровья, баня является своеобразным местом сбора, где посетители проводят значительное время.
Видео по теме:
Вопрос-ответ:
Почему общественные бани считаются «знаками культуры» и важным критерием цивилизованности общества?
Общественные бани являются не только местом гигиенических процедур, но и центром социальной жизни, где люди общаются, обмениваются новостями и укрепляют связи. Их наличие говорит о заботе общества о здоровье и благополучии граждан, что демонстрирует высокий уровень культуры и цивилизованности.
В чем заключается значение государственной заботы о телесной чистоте граждан?
Забота государства о телесной чистоте граждан означает его ответственность за здоровье нации и обеспечение условий для поддержания гигиены. Это важный аспект социальной политики, направленный на сохранение здоровья и благополучия населения.
Каково сравнение России с древними цивилизациями в контексте заботы о гигиене?
В статье утверждается, что Россия не уступала древним цивилизациям, таким как Рим, Египет и Греция, в заботе о гигиене и чистоте. Даже в периоды Средневековья и Возрождения Россия обогнала страны Европы в этом аспекте, что свидетельствует о высоком уровне цивилизованности.
Почему важно обращать внимание на соблюдение гигиены как общественной, так и личной?
Соблюдение гигиены не только способствует сохранению здоровья отдельного человека, но и общества в целом. Это помогает предотвращать распространение инфекционных заболеваний и поддерживать общественное благополучие. Поэтому важно следить за чистотой как на персональном, так и на общественном уровне.
Как связан уровень развития общества с характером торговых отношений?
Характер торговых отношений в обществе отражает его экономический потенциал, степень развития торговли и взаимосвязи с другими странами. Это является одним из ключевых факторов определения уровня развития общества, так как торговля влияет на экономику, культуру и социальные отношения.
Почему важно соблюдать гигиену как общественную, так и личную, для развития общества?
Соблюдение гигиены является одним из ключевых факторов в определении уровня развития общества. Это способствует сохранению здоровья граждан, уменьшает количество заболеваний, повышает качество жизни и продуктивность труда. Кроме того, соблюдение гигиены способствует формированию культуры здорового образа жизни и повышает уровень цивилизованности общества.
Какие критерии цивилизованности общества могут служить наличие или отсутствие общественных бань?
Наличие общественных бань может служить критерием цивилизованности общества, так как оно свидетельствует о заботе государства о телесной чистоте своих граждан. Общественные бани являются не только местом для ухода за телом, но и символом культуры и цивилизации. Они способствуют укреплению здоровья, укрощению тела и поддержанию общественных отношений.